31
Мар

Создавая самый желанный продукт: изучение дизайна банкнот

источникsmashingmagazine.com
авторJulia May
Поскольку цифровые технологии все сильнее входят в нашу жизнь, делая нематериальными все больше и больше аспектов нашей жизни, трудно представить себе мир без каких-либо монет или бумажных денег. В драматической истории нашего мира, деньги стали не только способом оплаты, но и символом общества.

Сочетая в себе практичность и исключительность, деньги являются одним из самых сложных объектов дизайна. И как любая сложная задача, дизайн валюты несет в себе некоторые ценные уроки для веб-дизайнеров. Эта статья представляет собой попытку сформулировать некоторые из этих уроков, и обратить внимание на вдохновляющую природу бумажных денег.

Древние Китайские банкноты

Использование бумаги в качестве денег, вероятно, старо, как сама бумага. Практика использования бумаги для передачи аккредитивов на большие расстояния появились в Китае около 618 г. н.э.. Древние Китайцы, ответственные не только за изобретение самой концепции, но так же за гениальное ее описание, назвали эту практику fei-chien или «летающие деньги».

Старейшие из дошедших до нас бумажных банкнот были выпущены во время правления династии Мин (между 1368 и 1399), а банкнота была размером практически с юридический документ. Банкнота номиналом 200 кван была изготовлена из переработанной коры шелковицы.

Банкнота династии Мин номиналом 200 кван была размером практически с юридический документ.

Марко Поло был впечатлен эффективностью Китайской валютной системы. Однако, к 15 веку Китай практически отказался от бумажных денег из-за быстрой инфляции. Все это было за много лет до того, как бумажная денежная система появилась в Европе, и за 3 века до их всеобщего распространения.

Доступность играет большую роль

Даже при всех ограничениях дизайна и средств, которые были у китайцев в 14 веке, дизайнеры первых банкнот обратили внимание на доступность, или, другими словами, создали деньги понятными и доступными для как можно большего числа людей. В частности, банкнота кван на изображении выше, представляет две строки, каждая из которых содержит 10 монет, которые находились в обращении в то время. Таким образом, люди, которые не могли читать, все равно могли понять ценность банкноты.

Графическое представление денежного эквивалента, а также написанный код номинала монеты и юридическое описание, окружены сложными изображениями драконов и облаков, которые повышают визуальную привлекательность и в то же время защищают от подделки. Ясно подчеркивая ключевое содержание графикой, древние китайские банкноты также приятны и понятны взгляду.

Для нас доступность означает простое содержание, доступное людям с ограниченными возможностями и нет. Очевидно, стоит напомнить: при работе над доступностью, убедитесь, что содержание воспринимается, ведет и взаимодействует независимо от стилей, используемых для его представления.

Доллар США

Доллар стал основой денежной системой Объединенных Штатов в начале 1860-х, когда министерство финансов США выпустила в обращение банкноты, чтобы финансировать Гражданскую Оборону. Первая банкнота США мало чем отличалась от официального документа, а изображен на ней был портрет Салмона Портленда Чейза.

Во время Американской Гражданской Войны задняя часть долларовой банкноты была зеленой, потому что этот цвет ассоциировался со стабильностью и экономическим ростом. Эта «зелень» заложила традицию печатать банкноты США зелеными. Традиционная цветовая гамма, в которой преобладает зеленый и черный, в сочетании с одним размером банкнот была подвергнута жесткой критике за то, что они не понятны, особенно для людей у которых проблемы со зрением.

Во время Американской Гражданской Войны задняя часть долларовой банкноты была зеленой, потому что этот цвет ассоциировался со стабильностью и экономическим ростом.

Образовательная серия банкнот США 1896 года считается одним из самых красивых проектов, когда-либо созданных для американской валюты. Однако, банкнота выше была предметом споров в связи с женской фигурой, изображенной на ней. После взрыва негодования жен сенаторов, вся серия была оставлена.

Образовательная серия банкнот США была предметом споров в связи с женской фигурой, изображенной на ней.

К 1930 году, все купюры выглядели практически также, как они выглядят сегодня. В течении 20 века, валюта объединила многочисленные функции, в основном как часть анти-подделочной системы.

Банкнота Федерального резервного банка, номиналом 20$, 1928.

Происходящие изменения и дополнения привели к весьма спорному дизайну доллара США, который подвергся критике в средствах массовой информации из-за отсутствия эстетики и читаемости. Например, хорошо известный дизайн критик Майкл Бейрут написал в своей статье для журнала The Atlantic: «Всякий, кто пытается понять наши национальные ценности, будет сбит с толку викторианским рококо и масонской ерундой по краям доллара».

Находящаяся сейчас в обращении сто долларовая купюра с октября 2013 года — последняя банкнота, которую меняли. На новом «Бенджамине» множество анти-подделочных элементов, один из которых появляется только напросвет.

Обновленная сто долларовая купюра

Инновации были очевидны в процессе дизайна новой купюры 100$. В частности, дизайнер банкноты, Брайан Томпсон, хотел сделать свет частью дизайна. При ближайшем рассмотрении можно увидеть еле ощутимое сияние, ведущее взгляд через всю банкноту.

И хотя портрет Бенджамина Франклина используется на сто долларовой купюре с 1914 года, в дизайне Брайана Томпсона впервые отражены аспекты его жизни, а не только лицо. Таким образом, добавленное перо, чернильница и фразы из Декларации Независимости напоминают нам о том, что Франклин был одним из тех, кто составлял и подписывал Декларацию.

Глубокая печать — это один из признаков, который придает деньгам США определенный внешний вид на протяжении многих лет. Портрет Бенджамина Франклина на сто долларовой банкноте 1996 года, был разработан Джозефом Дюплесси, и кропотливо выгравирован Томасом Хипшеном. После этого крупного редизайна банкноты в 1996, портрет стал больше и сместился влево, чтобы меньше изнашивался при складывании.

Глубокая печать — это один из признаков, который придает деньгам США определенный внешний вид на протяжении многих лет.

На вершине экономического кризиса США весной 2009 года, Ричард Смит начал Dollar ReDe$ign Project. Любой мог загрузить туда идею ребрендинга Американской валюты, как способ повысить экономику страны. У проекта были свои противники, однако многие посчитали это блестящей идеей. На сегодняшний день конкурс закрыт, но работы от энтузиастов продолжают поступать со всего мира.

Редизайн валюты США от Трэвиса Паррингтона.

Концепт дизайна американских банкнот от Mucho.

Подходите к редизайну разумно

История американской валюты показывает, что редизайн может быть гораздо более сложной задачей, чем создание дизайна с нуля, особенно для продукта, который так широко используется. Страх, что новый дизайн будет менее эффективен, чем уже созданный, часто подбивает дизайнеров просто немного изменить старый вариант, без глобальных изменений. Это может показаться простым способом что-то обновить, но это может привести к потере доступности и удобства использования (например, 5$ купюру легко спутать с 10$, потому что они одного размера) и уменьшить сильные стороны изначального дизайна.

Тем не менее, последние преобразования 100$ — это пример баланса традиций и инноваций, что вылилось в современный дизайн, сохранив при этом исторический. Внизу приведены пара рекомендаций по редизайну проекта:

  • Выгравированные элементы находятся на валюте США с самого первого бумажного доллара. И в дизайне веб-сайтов, мы можем выяснить какой элемент отвечает за его отличительный вид, и трансформировать в новый дизайн.

  • Новая купюра 100$ рассказывает историю. Кто или что представляет ваш сайт? Можно использовать визуальные элементы сторителлинга, чтобы создать новый дизайн, который будет связан с пользователями на эмоциональном уровне.


Нотгельд

Немецкий термин нотгельд, или же «вынужденные деньги», означают валюту, которая была выпущена кем-то помимо центрального банка. Самый известный пример нотгельда — бумажные деньги, которые были напечатаны в Германии, в период гиперинфляции после Первой мировой войны. В течении этого периода: более 36 тысяч типов банкнот были выпущены 3,5 тысячами компаний и городов. Нотгельд стал не просто валютой, а мощной силой, которая поднимала дух отчаявшегося общества.

Несмотря на то, что в основном нотгельд имел не высокую денежную стоимость (бумажные купюры печатались практически каждую ночь), эта валюта играет огромную роль в визуальной культуре и истории Германии.

Нотгельд играет огромную роль в визуальной культуре и истории Германии.

Дизайн большинства из них был основан на исторических предметах и геральдических изображениях, предлагая побежденной стране искать утешение в славном прошлом. Некоторые серии нотгельд, например, Герберта Байера, включили в себя минималиситичную, модернистсткую эстетику, призывая людей думать о лучшем будущем, вместо того, чтобы вспоминать прошлое.

В этот неустойчивый период, нотгельды стали средством выражения для художников и дизайнеров. Так они быстро стали больше мишенью для коллекционеров, чем настоящей валютой. Еще одна причина для замысловатого дизайна связана с финансами: если купюра была оставлена в качестве коллекционной, долг не нужно было оплачивать.

Нотгельды стали золотой жилой для энтузиастов типографики. Многие банкноты, например те, что представлены наверху, созданные Венцелем Хабликом, были чисто типографическими. В них присутствовали различные художественные течения, которые только начинались в то время, или наоборот, были в самом расцвете, включая экспрессионизм, дадаизм, новая вещественность и модернизм.

Нотгельды стали золотой жилой для энтузиастов типографики.

Самую большую online-коллекцию нотгельдов можно найти в профиле Мигеля Окса на Flickr, чей дед, немец, коллекционировал валюту с 1930 года.

Кричащие визуальные элементы привлекают внимание (Как неожиданно!)

Нотгельд стал больше двигателем некоторых смелых движений в визуальном искусстве, чем его первоначальная цель. Эмитенты этой валюты получили дополнительный доход от продажи непосредственно коллекционерам по ценам выше номинала купюр.

Яркий и привлекательный внешний вид был достигнут путем изменения цветов, контраста, градиента, а также из-за использования узоров. Убедитесь, что у вас не слишком много визуальных элементов, что они работают правильно и на самом деле привлекают внимание.

Евро

В феврале 1996 года Европейский валютный институт (ЕВИ) запустили конкурс дизайна на банкноты евро. Это задание бросило серьезный вызов дизайнерам, поскольку евро должно быть международной валютой; поэтому любую предвзятость необходимо было избегать. И как любую другую национальную банкноту, евро должны были легко узнаваться, сложно подделываться и приятно выглядеть, не говоря уже о людях, у которых проблемами со зрением.

После семимесячного конкурса, ЕВИ выбрали победителя, серия, разработанная Робертом Калина из Австрии. Победивший проект был основан на «эпохах и стилях Европы» и характерных им окнах, воротах и мостах, которые представляли собой определенный период истории Европы.

€ 50 банкнота (лицевая сторона) из серии, разработанной Робертом Калина.

С мая 2013 была выпущена в оборот новая серия банкнот евро. Дизайн этой серии «Европа» — это доработанный вариант «эпох и стилей». Новые банкноты, разработанные берлинской Reinhold Gerstetter, получили свежий взгляд и приобрели ряд усовершенствований.

Новая банкнота €20 из серии «Европа».

Процесс создания для обеих серий банкнот Евро включает в себя большое количество опросов, чтобы убедиться, что валюта укоренится в международной и многокультурной Европе. Тщательный анализ пользователей позволил дизайнерам валюты достичь важной цели.

Несмотря на то, что дизайн евро не самый красочный, и не содержит в себе каких-то необычных идей, однако объединяя при этом в себе полезность повседневного продукта и уникальность этого социального символа.

Размер кошелька — это всего лишь один из сотни аспектов, который центральные банки и валютные дизайнеры изучают при разработке банкнот. По данным опроса, проведенного голландским центральным банком в 2004 году, 94% респондентов назвали высоту €20 банкноты (72 миллиметра) «идеальной подходящей».

Размер кошелька — это всего лишь один из сотни аспектов, который центральные банки и валютные дизайнеры изучают при разработке банкнот.

Эти банкноты Евро с портретами никогда не были выпущены.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему на банкнотах используют портреты? Некоторые исследования показывают, что люди больше доверяют банкнотам, на которых есть человеческое лицо. Этот принцип также может применяться к страницам «О нас», на которых большие фотографии реальных людей привлекают гораздо больше, чем текст.

Подход к универсальному дизайну

Включающее ряд специальных возможностей, банкнота евро может служить хорошим примером универсального дизайна, неся в себе культурное и политическое сообщение, которое принимается всеми европейскими гражданами. Универсальный дизайн можно определить, как доступный и подходящий для использования в максимально возможной степени, самым простым способом и в самом широком диапазоне ситуаций.

В то время, как универсальность ожидается от международной валюты, вы не должны работать над проектом по шкале евро, чтобы применить этот принцип. Работаете ли вы над социальной сетью, корпоративным или персональным сайтом, принципы универсального дизайна могут помочь вам сделать концепцию дизайна более всеобъемлющей, а значит максимально доступной и полезной, насколько это возможно. Вот несколько рекомендаций:

  • Убедитесь, что пути использования одинаковы для всех пользователей: равны, когда возможно, адекватны, когда нет.

  • Сделайте дизайн привлекательным для как можно большего количества пользователей.

  • Расположите элементы контента и дизайна таким образом, чтобы это соответствовало ожиданиям пользователей, что подчеркнет наиболее важную информацию, которая обеспечивает осведомленность и языковые навыки, которые убирают ненужные сложности и позволяют легко оставить обратную связь в любое время в процессе взаимодействия пользователя с веб-сайтом.


Швейцарский франк

При слове Швейцария, людям, в основном, на ум приходят три вещи: сыр, шоколад и банки. Так что это было бы позором Швейцарии, если бы их валюта не восхваляла что-то из этих национальных символов. Швейцарская валюта, очевидно, создавалась с особым вниманием к деталям, будто каждая банкнота — это произведение искусства с цифрами и знаками. В результате, Швейцарский франк отвечает высоким ожиданиям пользователей. Это не только самая безопасная банкнота в мире, но и единственный в своем роде эстетический опыт.

Восемь серий Швейцарского франка печатаются с 1907 года. Каждая серия опирается на разный размер и цветовые схемы, которые используются. С каждым новым релизом, у франков более сложные макеты, типографика и цветовые схемы. С восьмой серией, которая в обращении с 1995 года, дизайн выходит на новый смелый уровень.

Эволюция банкнот в 100 франков, лицевая сторона.

Текущая серия Швейцарских франков была разработана Йоргом Зинтцмейером, и сосредоточена на искусстве, показывая мотивы швейцарских деятелей искусства, таких как Альберто Джакометти и Ле Корбюзье.

Текущая серия Швейцарских франков была разработана Йоргом Зинтцмейером.

С его восьмой серией, Швейцария представила вертикальный формат дизайна банкнот, формат, который впоследствии принял ряд стран, в том числе Мексика, Колумбия ©, Бермуды (D), Венесуэла и Никарагуа. Вы могли бы себе представить вертикальный евро с единорогом (B)?

С его восьмой серией, Швейцария представила вертикальный формат дизайна банкнот.

В 2005 году Цюрихский дизайнер Мануэль Кребс выиграл конкурс Швейцарского Национального Банка на девятую серию банкнот. Это была революционная попытка привнести человеческий фактор в дизайн банкнот, путем включения в него эмоций. Однако победивший проект, в котором есть кровяные клетки и эмбрионы столкнулся с серьёзной критикой со стороны общественности.

Противоречивые банкноты Мануэля Кребса.

Поэтому Швейцарский Национальный Банк взял дизайн Мануэлы Пфрундер, которая заняла 2 место. Серию планировали начать выпускать в 2015 году, с обещанием, что сохранят цветовую схему.

Дизайн Швейцарских банкнот от Мануэлы Пфрундер.

Швейцарский франк представляет интерес не только нумизматам, но и поклонникам сериала X-Files. Например, существует теория, что мистическая планета Х и Нибиру изображены на купюре 10 франков 1981 года.

Существует теория, что мистическая планета Х и Нибиру изображены на купюре 10 франков 1981 года.

Мы должны рискнуть и подойти креативно, опираясь на элементы и методы, чтобы действительно доказать свою эффективность.

Обращайте внимание на направление

Швейцарские банкноты с портретами положили начало моде на вертикальный формат 20 лет назад. Поскольку такой формат более эргономичен для подачи банкнот в платежные терминалы, и другие исследования показывают, что люди, как правило, берут купюры вертикально, а не горизонтально. Такого направление купюр, скорее всего, будут придерживаться в валютном дизайне в ближайшие годы.

Дизайнеры банкнот заботятся и об эффективности. Одна концепция, над которой размышляют в валютном мире — это сделать одну сторону банкноты горизонтальной, оптимизированной для кошелька, а другую сторону вертикальной, для быстрого использования банкноты терминалом. Банкнота с подобной концепцией была выпущена в 1981 году в Швейцарии — 10 франков, которые уже упоминались выше. При разработке ориентации вашего веб-сайта, учитывайте приоритет вашего контента на устройствах. Уровень внимания, который центральные банки уделяют ориентации показывают ее важность для UX.

При разработке ориентации вашего веб-сайта, учитывайте приоритет появления вашего контента на устройствах.

Также, такой сдвиг вертикальной и горизонтальной позиции дает пользователям больше путей использования контента. Например, дополнительные данные или другой контекст тех же данных может усилить взаимодействие.

Норвежская крона

В октябре 2014 года центральный банк Норвегии объявил темы дизайна новой серии банкнот. Из восьми предложений, представленных в финальном туре конкурса, два были отобраны жюри. Передняя сторона банкнот будет основана на концепциях метрической системы, а заднюю сторону разработает Snøhetta.

Текущая серия норвежской кроны.

Одной из основных задач, представленных участникам конкурса было усилить уровень безопасности норвежской валюты. Таким образом, дизайнерам нужно было включить в свои концепции многочисленные элементы защиты от подделки.

Передняя и задняя сторона 100 норвежских крон с метрической системой и дизайном от Snøhetta.

Дизайнеры могли работать только с одной темой — море. С красивыми фотографиями кораблей, рыбы, маяка и людей, отдыхающих на море. Метрическая система дала новой кроне классический вид. Это оказался удивительно подходящий компаньон для абстрактных, пиксельных паттернов Snøhetta, передающих море и ветер.

Концепция дизайна крон от Snøhetta.

Среди интересных особенностей новой Норвежской банкноты — радужной печати дали новую жизнь. Радужная печать — это своего рода контролируемый градиент цвета, который был типичным элементом дизайна банкнот, созданный с помощью специальных печатных машин. Наряду с гильоше, такая печать является одной из самых сильных защитных признаков банкнот. Но эта техника стала ослабевать с развитием других способов печати, таких как ловушки против сканирования.

Цвета новой кроны адаптируются к смешиванию от одной купюры к другой, символ Норвежского побережья.

Редизайн норвежских банкнот был гениальным на очень многих уровнях. Взять, к примеру, впечатляющую силу связи, от моста между прошлым и настоящим, построенным пиксельной мозаикой, бесшовным сочетанием классики и авангарда, реализованной комбинацией мотивов, к революционному новому взгляду, который передает ценности страны как гражданам, так и миру.

Используйте ограничения по максимуму

Как и любой дизайн банкнот, проект кроны имел множество ограничений. «Вы как бы чувствуете, что это немного трудно, представлять себе, и быть креативным, когда у вас есть жесткий план и направление», сказал Co.Design Мартин Гран, партнер Snøhetta Oslo. Принимая во внимание результаты, дизайнерам явно удалось превратить эти ограничения в творчество.

Когда мы имеем дело с жестко-направленным проектом, стоит обратить внимание на ограничения, как на ведущие принципы, а не как на барьеры. Препятствия заставляют вас стать креативным, и находить интересные решения в рамках заданных ограничений. Если разложить сложную специфику на перечень конкретных задач, их решение поможет держать ум открытым для инноваций.

Что взять на заметку из дизайна банкнот

С точки зрения визуального дизайна, валюта — это гораздо больше, чем обрамление портрета известной личности и пара водяных знаков. Идеальное сочетание полезности и творчества заставляет банкноты пользоваться большим спросом как у потребителей, так и у коллекционеров.

Нахождение баланса визуальных элементов — это хороший вызов и для дизайнеров. Вы застряли над новым проектом, или просто ищете новый вызов?

Подумайте о своем проекте, как о банкноте. Основная задача валютного дизайнера заключается в поддержании доверия к листу бумаги, чья покупательная способность значительно выше, чем ее производственные затраты. Веб-дизайн не такой уж и разный. Как вы поддерживаете доверие к коллекции пикселей, которые представляют огромную корпорацию, талантливого предпринимателя или свой собственный бренд?

Напомним, какие уроки мы можем извлечь из дизайна банкнот:

  • Доступность важна.
 Даже в 14-м веке, бумажные деньги был разработаны, чтобы быть понятными для людей с разными возможностями. Крайне важно, чтобы веб-пространство работало для всех людей, независимо от их физического или психического состояния, языка, места нахождения или используемого ими устройства.

  • Подходите к редизайну разумно
. Доллар США подвергся редизайну несколько раз, что позволило обратить внимание на важность сбалансированности знакомства пользователя с продуктом и инновациями. 

  • Яркие визуальные элементы привлекают внимание. Нотгельды должны были быть эфемерными, но превратились в произведения искусства из-за их впечатляющих иллюстраций. Если переработать графику вашего веб-сайта, дизайн станет более эффективным для привлечения внимания пользователей

  • Учитывайте универсальность дизайна
. Созданная, чтобы представлять ценности многонационального Европейского Союза, банкнота евро — это хороший ориентир для дизайнеров, стремящихся делать продукты, которые проще, безопаснее и удобнее для всех пользователей.

  • Обращайте внимание на ориентацию
. Швейцарский франк задал тенденцию к портретной ориентации банкнот. Ориентация — это важный фактор в создании удобных и доступных макетов.

  • Используйте ограничения по максимуму
. Как и любой дизайн банкнот, новая крона Норвегии была рождена из строгих ограничений. Однако, это доказывает, что следование ограничениям в качестве ориентиров может привести к эффективным, красивым, выдающимся решениям.


Попробуйте включить эти принципы в свою работу, чтобы создать более надежный, долговечный дизайн. Или, по крайней мере, это будет хорошим упражнением в построении пиксельных замков.

комментариикомментарии по теме