21
Окт

Почему красный цвет подстёгивает желание (но снижает IQ)

источникdesignschool.canva.com
авторAndrew Tate

Древнейшим наскальным рисункам планеты около 40 тысяч лет.

Изображения точек в Испании, буйвола во Франции и силуэт рук в Индонезии. Они были нарисованы племенами, находившихся в тысячах миль друг от друга и в промежутках по времени более нескольких сотен лет. Но у всех у них есть одна общая черта.

Все они красные.

Так началось увлечение нашего биологического вида красным цветом. Красный имеет такую власть над нами, как никакой другой пигмент. Он означает притяжение, опасность, смелость и секс. В зависимости от контекста он может символизировать любовь или ненависть, отвагу или ошибку. И мы моментально понимаем этот контекст.

Эта встроенная многозначность и символизм — величайшее благо для дизайнеров всего мира. Ни один другой цвет не передаёт столько значений о продукте или бренде. Множество компаний и дизайнеров использовали красный, чтобы вызывать определённые эмоции: волнение, страсть, свежесть, смелость.

Вспомните Coca-Cola. Вероятно, это самый известный дизайн и бренд, ассоциируемый с красным.

Традиционный дизайн красной банки или бутылки и белые буквы «Coca-Cola» знакомы всему миру.

Coca-Cola использует красный для передачи волнения и свежести, с которыми должен ассоциироваться их ледяной напиток. Если бы Coca-Cola взяла синий (а-ля Pepsi) или зелёный цвет, жёлтый или коричневый, хотели бы вы утолить жажду также сильно?

Из-за подобного символизма и того факта, что красный для нас интуитивно имеет так много значений, красный привлёк к себе множество исследований. Людям было интересно, почему именно он занял такое положение, как он взаимодействует с нашими эмоциями и страстью, и что происходит с нами психологически и физиологически, когда мы видим этот цвет.

Используйте красный, чтобы пробуждать страсть

Красный неразрывно связан с о страстью. Вспомните рубиново-красную помаду, десятки красных роз или женщину в красном платье из фильма Матрица.

Возможно, вы думаете, что это напрямую связано с культурой. Что у разных цветов в разных странах мира разные значения, и только в западной культуре красный означает секс. Но, похоже, не в этом дело. Мужчины чувствуют на себе «действие красного» по всему миру.

Совместное американско-канадское исследование изучило небольшую общину в Буркина-Фасо. Особенно интересно в этом племени было то, что красный обычно вызывал у них негативные коннотации. Для этих жителей Буркина-Фасо красный означал плохую примету и болезнь. Но молодые мужчины этой общины по-прежнему говорили, что красный пробуждал их страсть. Когда им показывали женщин на красном и нейтральном фоне, мужчины всегда останавливались на красной женщине. Эти данные сходятся с такими же находками в Европе и других уголках планеты. Кажется, будто мужчины никак не могут насытиться красным цветом.

Причина кроется в глубине нескольких миллионов лет, прежде, чем человек заселил все континенты. У многих наших биологических родственников — горилл, шимпанзе, бонобо и орангутангов — есть две общие черты: открытые участки кожи и трёхцветное зрение.

Я уже раньше писал про трёхцветное зрение. Мы вместе с несколькими другими приматами видим всё в трёх цветах — в синем, зелёном и, что важно, в красном. Большинство животных видят только синий и зелёный. Учёные думают, что как только наши предки-приматы начали терять волосяной покров, они смогли видеть кровь, струящуюся по их венам. Когда самки многих приматов находятся на пике фертильности, их кожа краснеет. Любой самец обезьяны, способный различать красный, имеет очевидное преимущество. Красный стал означать пик сексуальности, и наше зрение эволюционировало, чтобы подмечать такие сигналы.

Кстати, женщины во время овуляции не становятся ярко красными. Тогда почему это до сих пор имеет значение? Что ж, думается, что наш мозг не может так легко избавится от так глубоко въевшихся привычек. Другие канадские учёные изучили, как женщины определяют пик своей фертильности. Подумать только, красный снова проявил себя!

Исследователи обнаружили, что женщины с высоким риском оплодотворения в три раза чаще надевали красный, чем женщины с низким риском оплодотворения. Плюс 77% процентов женщин, одетых в красное, находились на пике фертильности. Кажется, будто есть какой-то неосознанный сигнал, который заставляет нас использовать красный цвет в качестве визуального намёка.

Дизайнеры могут извлекать и извлекают из этого выгоду. В сущности,

почти в любой рекламе, бренде или продукте, которые взывают к нашим базовым инстинктам, мелькает красный цвет.

Отличный пример — красная подошва туфлей Louboutin. Louboutin выбрал красный цвет из-за его ассоциации со страстью и желанием. Яркий и монохромный красный контрастирует с остальной туфлей, выделяясь и демонстрируя свою принадлежность оригинальной фирме Louboutins. Другие бренды пытались копировать дизайн, но в конце концов Louboutin в 2012 году запатентовал красную подошву.

Красный помогает вам побеждать

Наряду со страстью мы ассоциируем красный с доминированием. В то время как красное лицо самок наших предков означало привлекательность, краснолицый самец показывал агрессию.

Это то, что мы постоянно видим и в наши дни. Всякий раз, когда мы взволнованы, когда мы на взводе или злимся, мы краснеем, прямо как в мультиках. Даже если просто смотреть красный, то повышается сердцебиение, давление, и вы возбуждаетесь.

Дизайнеры могут использовать это возбуждение в своих интересах во время эмоционального интерактивного рассказа о бренде или продукте. Ferrari традиционно использует красный в целях повышения возбуждения пользователя. Ассоциация красного с возбуждением без сомнения была причиной того, почему Энцо Феррари выбрал красный цвет для его гоночных машин.

В 2011 году Эндрю Эллиот и Хент Аартс проверили, как наблюдение за определённым цветом влияло на силу хватки человека, а точнее как крепко они сжимали кулак. Когда исследуемые видели красный, они сжимали кулак быстрее и крепче всего. Они готовили себя к тому, что означает красный — к драке. У красного есть способность завладевать вашей моторикой и готовить вас к чему-то плохому.

Потому что повышается уровень адреналина, а красный понимается, как знак доминирования. Не удивительно, что красная форма в спорте помогает побеждать.

Тем самым, дизайнерам нужно тщательно обдумывать свой выбор красного. Он может иметь мгновенный и неосознанный эффект на функции организма: сердцебиение, давление, делая нас напряжёнными или готовыми отразить атаку со всехсторон. Может это не то, что вам нужно на сайте, посвящённому релаксации или продукту для детей.

Красный заставляет вас покупать больше и делать более высокие ставки

Действие красного цвета на коммерческие отношения также изучалось из-за способности красного отключать наше рациональное мышление и взывать к примитивным инстинктам.

Многие бренды используют красный в качестве основного цвета своих логотипов. Вышеупомянутая Coca-Cola, многие другие производители напитков и еды типа Kellogg’s и Lays, нефтяные компании Exxon и Texaco, сетевые супермаркеты Kmart и Target, финансовые институты Bank of America и Wells Fargo.

Эти компании хотят смотреться дерзко и смело. Они хотят, чтобы люди думали, что они «сочные» и волнующие. Они хотят, чтобы их логотипы привлекали взгляд прохожих на улице и телезрителей во время рекламы.

Virgin — это бренд, который всегда шёл против общего устройства рынка и заработал себе крупнейшее имя на планете.

Virgin использует красный в своём логотипе для передачи энергии и бунтарского настроения.

Согласно исследованию Лаурена Лабрека и Джорджа Милина 2011 года в США о действии цветов и их оттенков на дизайн товаров, покупатели оценивали красные логотипы «интересными», а синие «компетентными». Потом они перекрашивали один и тот же товар в другой цвет и спрашивали покупателей, что они думают о продукте. Когда упаковка была фиолетовая, люди называли её «утончённой». Когда она была тёмно-красной, они думали, что продукт долговечный. Тестируемый товар был презервативами, в случае с которыми долговечность и надёжнось — определённо хорошие качества.

Исследователи также наблюдали за тем, как освещение в торговом зале влияет на количество совершаемых нами покупок. В исследовании 1993 года обнаружилось, что от того, было ли внешнее и внутреннее освещение магазина красным или синим, сильно зависело мнение посетителей о магазине. Красный оценивался как «активирующий», он привлекал больше покупателей внутрь магазина, но когда человек находился внутри помещения, красный цвет терял свою привлекательность, уступая место синему. Это несёт в себе очевидную важность для маркетологов в подобной сфере, чтобы они могли притягивать посетителей внутрь магазина красным цветом и удерживать их там синим.

Из-за ассоциации с агрессивностью красный имеет своё действие во время переговоров. Основываясь на данных eBay, одна группа обнаружила, что красный фон вызывал повышение скачков ставок на торгах за предмет. Понижение количества ценовых предложений возникало во время переговоров о товаре, предположительно из-за агрессивности участников торгов, просто потому что они видели красный.

Всё это значит, что дизайнерам следует быть очень осторожными с тем, что они окрашивают красным на своих товарах. Он может вызвать реакции, о которых они вообще и не думали. Красный отлично подойдёт, если вы хотите, чтобы что-то воспринималось как агрессивное или надёжное, но с другой стороны люди в конце концов могут отвернуться от продукта.

Красный также может воздействовать и на вашу рабочую обстановку в сфере дизайна. Много красного вокруг вас выливается в чрезмерную усталость с повышенным давлением и сердцебиением, что в свою очередь очевидно приведёт к изменениям и в ваших дизайнах. Подумайте над изменением освещения вашего рабочего пространства в зависимости от проекта, над которым вы работаете.

Красный цвет и работа

На самом деле, исследования предполагают, что лучше держать красный цвет подальше от вашего рабочего места. По крайней мере до конца проекта.

Из-за того, что красный ассоциируется с ошибками и проблемами, он влияет на людей, проходящих тесты, заставляя их думать, что они ошибаются, когда это не так. Когда исследователи даже ненадолго показывали студентам красный, их результаты по IQ и креативности были существенно ниже. Также тратится больше времени на понимание позитивного слова, написанного красным, чем если оно было написано синим. Предполагается, что происходит когнитивное несоответствие между цветом слова и его значением.

Но красный помогает нам сосредотачивать внимание. Корректоры проходили тесты с разукрашенным разными цветами фоном. Результаты у корректоров, проходивших тесты на красном фоне, были лучше, потому что этот цвет ассоциируется с ошибками, и тем самым испытуемые проявляли больше внимательности.

Одна из причин, почему красный используется на знаках, особенно экстренных, состоит в том, что он помогает легче концентрироваться. Красный выделяется так сильно, что вывески с ним невозможно не увидеть.

Действительно, в большинстве заданий на креативность имеет смысл избегать слишком большого количества красного на вашем рабочем месте.

Красный может подсознательно сообщать вашему мозгу, что вы совершаете ошибки, когда это не так.

Но когда вы в самом конце работы делаете проверку текста на ошибки или корректируете его, будьте готовы включить красный цвет.

Красный: он улучшает или разрушает дизайн?

И то, и то.

Красный цвет настолько сильный, что, если его неправильно использовать, это может обернуться катастрофой. Но при правильном подходе ваши дизайны «выстрелят» в самый нужный момент.

Любое дизайнерское решение должно руководствоваться следующим принципом: форма должна вытекать из функции. Какой смысл вы хотите передать? Если это страсть, волнение или даже агрессия, смело пользуйтесь красным. Выбор такого же смелого и привлекающего взгляд цвета как красный может возыметь впечатляющие последствия на ваш дизайн. Красный может означать силу, возбуждение и теплоту, но он также может передавать агрессию и конфронтацию.

Другая проблема состоит в том, что он может быть утомляющим — от слишком большого количества красного устаёт зрение, и в целом весь дизайн быстро перегружается, как и информациия в нём. Отличный пример в меру скудного применения красного — сайт дизайнера Пьеррика Кальвеза.

Одинокий красный круг в его портфолио выделяется на фоне остальных его крутых проектов.

Ещё стоит подумать над оттенками. Они могут сильно отличаться друг от друга. Ярко-красный может быть захватывающим и привлекающим внимание, но более тёмный каштановый несёт в себе больше тепла и гостеприимства. Если вам нужен полностью красный дизайн, тогда подобные тёмные оттенки это то, что вам нужно!

Дизайнерам следует быть осторожными по причине того, что мы эволюционным путём настолько настроены на восприятие красного. Он может вызывать настолько разнообразные эмоции, что обращение с ним в дизайнах сайтов и товаров должно быть очень бережным.

В то же время красный имеет невероятное влияние из-за своей встроенной способности взывать к нашим природным инстинктам, и может передавать нужные сигналы, как никакой другой цвет.

http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103112001527

комментариикомментарии по теме