ДизайнУха
21
Aug

Когда фидбек становится опасным

источникblog.crew.co
авторJASON ZOOK

Меня всегда интересовала музыкальная индустрия. Не лэйблы, знаменитости и безумные сделки, а процесс создания нового альбома или песни. И то, как в результате мы видим конечный продукт.

Не редко случается, что музыкант пропадает из вида на год или два. Затем будто из ниоткуда он выстреливает топовым альбомом с хитам, которые обильно крутят на радио. И начинается период активных выступлений. Но самое интересное в этом процессе то, что потребитель очень редко вообще видит ранние сырые неконкурентные версии продукта и этапы его изменения.

Когда альбом записан, он записан. Его нельзя изменить. Кульминация всех лет написания, записи, работы с лейблами наступаетт в момент выпуска сингла. Любые проблемы, с которыми артист сталкивается после релиза, уходят на второй план, так как нет уже способов измененить или улучшить конечный продукт. Забудем о ре-релизах. После выпуска артист занимается только продвижением своей работы.

Во многом такой процесс вообще не похож на современные методы создания бизнеса, на которые многие молятся. Особенно если говорить про онлайн продукты и сервисы.

Что такое правильный фидбек

Многим нравится демонсрировать свои работы ещё в процессе их создания. Но наблюдение за музыкальной индустрией заставило меня задуматься: а есть ли преимущества в работе без обратной связи? Не вредит ходу развития проекта и конечному продукту мнение посторонних на слишком раннем этапе?

Я думаю, что основное отличие музыки от онлайн бизнеса можно свести к одному ключевому факту: музыка — это творчество. И большая часть творчества создаётся без постоянного фидбека и нежелательной критики. Художник сам решает (иногда в узком кругу приближенных и соавторов), в чём будет уникальность его работы, которую он представит миру.

Однако, онлайн-бизнес с самого начала в значительной степени полагается на фидбек.

«Правильный» фидбек может помочь вашей кампании и повести вас в верном направлении. Но, есть моменты, когда фидбек становится невероятно опасным. Например, когда художник (музыкант или владелец бизнеса) принимает критику от не того человека не в то время.

Но как мы узнаем, что готовы к фидбеку? И к кому следует обратиться за наиболее полезной критикой?

Вы хотите получать фидбек от идеальных клиентов? Безусловно.

Вы хотите получать фидбек от человека, создавшего что-либо похожее на то, что вы сейчас делаете? Да, это однозначно было бы полезно.

Вы хотите получать фидбек от друга, члена семьи или знакомого из соцсети, у кого нет опыта в том, над чем вы работаете, и кто не будет даже вашим потенциальным клиентом? Нет. Этот фидбек опасен.

Когда следует игнорировать критику

Вы никогда не услышите работу музыканта, пока она не закончена. Как только вы её услышали, значит, она прошла через весь имеющий весомое значение фидбек и критику.

«Пишите с закрытой дверью, переписывайте с открытой». — Стивен Кинг.

Но те, кто создают онлайн-сервис, сначала обычно идут к друзьям, родственникам или знакомым. Хотя я и уверен в их лучших побуждениях, к сожалению, такой фидбек может иметь гибельные последствия.

Вот вам пример...

Когда я начинал работу над IWearYourShirt в 2008 году, я лично разослал около 100 писем по электронной почте. У меня была всего лишь идея создать сайт. У меня тогда не было ни одного заплатившего мне клиента. В разосланных письмах я просил у людей фидбек и по возможности вкратце написать описание моего продукта для других возможных клиентов.

Фидбек наиболее близких мне людей звучал примерно так:

«Джейсон, ты уверен, что хочешь осуществить эту безумную идею? Звучит очень дико.»

«Не думаю, что в настоящее время идея сработает.»

Или, «Занимайся своей нынешней работой, всё же идёт хорошо.»

Звучит знакомо?

Эти отзывы прозвучали непосредственно из уст членов моей семьи, друзей и близких, кому я доверял, НО (и это большое но) эти люди не были моими потенциальными покупателями или людьми с опытом создания своего уникального бизнеса.

Если бы я принял их фидбек близко к сердцу, я бы сам разрушил свою идею. К счастью, я тонко прочувствовал этот момент и смог скептически отнестись к их комментариям и не позволить им демотивировать меня. Если бы я с большим вниманием отнёсся к их фидбеку, то никогда бы не построил бизнес стоимостью в миллион долларов, который привлёк к себе внимание по всему миру.

К сожалению, такое происходит каждый раз. Я уверен, есть множество людей в интернет и малом бизнесе, которые получали фидбек не от тех людей и не в то время, что настроило их на неудачу. Есть даже определение этого состояния, которое авторы книги «Think Like A Freak» («Думай, как сумасшедший») назвали как: ультракрепидариатизм.

Ультракрепидариатизм — это привычка выражать мнение и давать советы по темам, в которых говорящий не разбирается.

Я не слышал об этом термине до прочтения книги. Предполагаю, вы тоже не слышали. Как ни странно, хотя мы и не знаем определение, все мы вспомнили таких людей, подходящих под это описание.

Как получить лучший фидбек

Итак, как при создании вашего собственного продукта или сервиса избежать дурного фидбека от ультракрепидариатистов?

Получая любую обратную связь, посмотрите на неё сквозь призму, представлленную в нескольких вопросах:

  1. Является ли этот человек моим потенциальным (или действующим) покупателем?
  2. У этого человека есть опыт в моей сфере бизнеса, и можно ли доверять его мнению?
  3. Готов ли продукт или сервис, которым я делюсь, к фидбеку?

Фидбек имеет чёрный пояс десятого уровня в искусстве подрыва вашего прогресса. Хуже того, фидбек никогда не представлен в одной единственной форме.

Да, фидбек может быть мыслями и мнениями окружающих вас людей. Но он также может способствовать обычной прокрастинации. Несколько раз за свою карьеру мне надо было заканчивать огромные задания. Но вместо их выполнения я рассказывал о проделанной работе друзьям в надежде получить позитивные отзывы. И всё из-за страха перед страшным и обескураживающим заданием.

Для многих предпринимателей этот момент может стать ударом, который полностью остановит развитие проекта. Они не получают желаемую поддержку, зато получают только критику.

Фидбек имеет чёрный пояс десятого уровня в искусстве подрыва вашего прогресса.

Ранние стадии построения и создания могут быть очень уязвимыми. Ваша психическая броня недостаточно крепка для отражения атак фидбека. Особенно от незаслуживающих доверия источников.

Когда музыкант работает над своей музыкой, он обращается за советом к опытным композиторам, продюсерам и коллегам-музыкантам. Он ведь не подходит за фидбеком к тем, кто никогда не слышал его музыку или не имеет опыта в мире музыки.

Мы должны следовать тому же совету. Берите фидбек у людей с опытом работы в том, что вы пытаетесь сделать или построить. Найдите этих правильных людей. Постройте круг доверия. И закончите создание чего-либо без мнений и комментариев ультракрепидариатистов.

В следующий раз, получив фидбек, просили вы его или нет, задайте себе вопросы из списка выше. Если фидбек не отвечает на эти вопросы, тогда не тратьте на него ни секунды. Если отвечает, примените его (естественно, включая ваш здравый смысл) и продолжайте работать над проектом, что бы вы себе там не напридумывали.