В последнее время мне довольно часто задают вопросы по поводу дизайн-трендов. Не только от читателей — другие блоггеры и редакторы журналов интересуются, какими, по моему мнению, будут дизайнерские тенденции в 2018 году.
Хочу сразу перейти к делу: я не верю в дизайн-тренды в принципе и редко говорю о них. Есть проблема, и она заключается в самой их сути — они просто тренды. Идти на поводу у трендов значит рисковать тем, что любая ваша работа скорее всего выйдет из моды так же быстро, как появляются новые тренды.
Только взгляните на недавние статьи на сайтах 99designs или даже TheNextWeb. Пробегите глазами по «Дизайн-трендам 2018», и вы сразу заметите, что там нет ничего существенного. Возвращаются градиенты? Типографические нагромождения? СМЕЛЫЕ ДУОТОНЫ? БРУТАЛИЗМ? Меня буквально передергивает от написанного.
Разумеется, тренды существуют не просто так, и умение пользоваться ими может пойти вам как в плюс, так и в минус.
Следовать дизайн-трендам можно, если вы пытаетесь быть как все. Это главная причина, почему клиенты часто просят чего-нибудь «модного». Они хотят чего-то надежного, знакомого, чего-то такого, что не будет никого раздражать или смущать. И если именно это — ваша основная цель, тогда следуйте тренду и делайте то, что выглядит типичным и «как у всех». В некоторых случаях даже желательно придерживаться определенных тенденций, например, чтобы помочь молодому развивающемуся бизнесу выглядеть молодым и развивающимся.Значит ли это, что мы создали что-то вне времени? Скорее всего, нет. Но, в любом случае, актуальность вне времени — это далеко не всегда необходимое требование.
С другой стороны, следовать дизайн-трендам — скучно (по крайней мере, для меня), так как это значит просто следовать за большинством. Никакого креативного мышления здесь, по сути, нет. Следовать моде легко, но вряд ли это принесет вам ощущение победы над собой или ощущение какого-то достижения. К тому же, каким бы ни был ваш дизайн, если он основывается на определенном тренде, в скором времени он будет выглядеть устаревшим. И если сегодня ваш дизайн выглядит модно и привлекательно, то завтра компания или клиент захотят снова все переделать. Так что следование трендам — это, по сути, «быстрое решение», но не на долгую перспективу.
Вспомните тренды из индустрии моды. Я могу носить одежду, которая сейчас считается модной, и, возможно, в ней я выгляжу крутым и стильным. Но как только мода меняется, мне приходится искать новый тренд, чтобы сохранить свою репутацию крутого и стильного парня. Чем дольше я это делаю, тем сильнее моя индивидуальность зависима от трендов. В итоге я полностью теряю собственный стиль и голос (предположим, что изначально они у меня вообще были).
Единственный способ это предотвратить — разработать свой собственный стиль и найти свой собственный голос. Это довольно-таки непростая задача. Конечно, существует большая вероятность, что вы положите начало какому-то собственному тренду. И это может стать для вас и благословением, и проклятием одновременно.
«Вокруг столько шума. Я не хочу следовать тренду — я хочу создавать тренд», — Иман
Самый большой плюс в дизайнерских тенденциях это то, что их легко обнаружить. Их можно изучить, а затем нарушать правила и сочетать разные тренды в своих проектах. Заметив, что именно делают все остальные, вы всегда можете сделать то же самое, но по-своему, перевернув тренд с ног на голову.
Например, смело пойти в абсолютно противоположном направлении, или сочетать вещи так, какими хочется их видеть именно ВАМ. И, если честно, это довольно сложно, поскольку по сути придется плыть против течения. Начиная делать что-то неожиданное или оригинальное, что-то из ряда вон выходящее, вы идете на риск. Работать таким образом над собственными проектами гораздо проще, чем над заказами клиентов, которые требуют чего-нибудь трендового. (Примечание: Не все клиенты такие, но таких — ужасно много, и на это есть свои причины).
Но лучшая работа, работа, которая воодушевляет вас, которая хранится долгие годы — это та, которая выполнена без опоры на тренды, но с опорой на то, что по-своему уникально и вне времени. Все осуществимо, но для создания такой (лучшей) работы нужны уверенность и вера.
Изучая дизайн-тренды, мы можем извлекать из них то, что нам нужно, не обращая внимания на остальное. В большинстве случаев при работе с клиентами лучшей тактикой будет искать компромисс между созданием чего-то уникального и необычного и, в то же время, знакомого и надежного. Волшебство происходит, когда вам удается найти золотую середину. Если вы действительно хороши в том, что делаете(плюс вам сопутствует удача), вы и правда сможете создать нечто особенное, новое и даже вне времени.
Мой совет дизайнерам обычно весьма прост:
Изучайте то, что сейчас модно, и осмеливайтесь делать обратное. Не стоит слепо следовать трендам только потому, что о них написано в журналах о дизайне. Самое главное: не надо слишком заморачиваться по поводу трендов, выберите самый подходящий стиль и принимайте самые лучшие, на ваш взгляд, решения для отдельно взятого проекта.
P.S. Есть только один пример, когда осознанное использование тренда имеет смысл — если оно основано на том, что тренд принесет пользу, а не исключительно на его визуальной или стилевой составляющей. Например, во всем, что связано с юзабилити или экологичностью. Но я считаю это скорее не трендами, а необходимостью.
Еще один пример: вы вынуждены придерживаться какого-то тренда, обусловленного той или иной платформой, которая диктует определенную эстетику и стиль. Всегда есть еле ощутимое давление, вынуждающее делать вещи определенным образом, ведь при нарушении устоев вы рискуете успехом своей работы. Например, такое происходит при создании проектов для iOS/Apple. Но даже на этой платформе есть способы выйти за границы и не следовать трендам вслепую.
Отличной всем недели,
Тобиас