Официальные пиктограммы зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане
А вы сможете назвать все 24 дисциплины зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане по памяти?
Конечно же нет, никто не может. Но я бы поспорил, что с иллюстрациями у вас это получится хорошо — можно попробовать свои силы вот здесь.
Для мероприятий, подобных Олимпиаде — тех, которые посещают представители большого количества разных культур — просто необходимы изображения и доступная для понимания символика. Они все упрощают и помещают всю информацию, которую вам нужно знать, в одно изображение.
Казалось бы, все просто — да? Просто рисуешь фигурки людей, занимающихся спортом. Но не тут-то было. Есть еще кое-что, заложенное в создании этих маленьких атлетов с летающими головами. Кое-что, о чем вы даже не догадываетесь.
У символики Олимпийских дисциплин — у пиктограмм (как их чаще называют) — большое историческое прошлое, полное историй. В основе каждой из Олимпийских игр стоит их столица — город, пытающийся произвести хорошее впечатление. Дизайн и иллюстрации, которые сопровождают Игры —это тщательно изготовленная репрезентация всего, что влияет на произведение этого впечатления — и утилитарная работа по упрощению навигации по местности для тех, кто приезжает издалека, и более эзотерическая работа по передаче этнической составляющей столицы. Так что, как это обычно и бывает с дизайном, в процессе работы гораздо больше, чем кажется при взгляде на финальный продукт.
Для любой дизайнерской компании это сродни их собственной Олимпиаде.
Так что все дизайнерское сообщество 25 января во все глаза следило за обнародованием нового набора пиктограмм для Олимпиады 2018 года Организационным комитетом в Пхёнчхане. Как и всегда, объявление произошло с кратким объяснением концепта, стоящего за использованным подходом:
«Они были созданы на основе Корейского алфавита, также известного как Хангыль. Он представляет собой систему букв, уникальную для Кореи. Ее также использовали в дизайне официальным эмблем Игр. Из существующих 16 гласных и 14 согласных букв Хангыля, были выбраны 4 согласные и 3 гласные, которые были преобразованы в пиктограммы.» — Пресс-служба Организации Олимпийских игр в Пхёнчхане.
Новые иконки быстро пошли в действие, они появились на каждой информационной составляющей олимпиады: на указателях, билетах, программах, одежде, в телевизионной рекламе, и на всех других поверхностях, которые вам только придут в голову.
Навигация на сайте https://www.pyeongchang2018.com
Но помимо исполнения своей прагматической природы в качестве пиктограмм, созданные символы стали частью незабываемого впечатления от Игр, и страны, в которой они проходят. И вот тут кроется настоящая сила пиктограмм — на Олимпиаде дизайнеры получают возможность осознанно формировать наше восприятие истории в то время, как мы ее проживаем. В мире больше нет ничего похожего.
Билеты Олимпийских игр в Пхёнчхане.
Эволюция Олимпийских пиктограмм
Принимая решения в подобного рода ситуациях, дизайнер ощущает вес всего мира на своих плечах — поэтому он должен опираться на достижения прошлого. Дизайнеры Олимпийских пиктограмм досконально знают всю работу, выполненную для прошлых игр.
Представьте на минуту, что честь выполнять такое ответственное задание выпала вам — как бы вы себя чувствовали? С чего бы вы начали?
Скорее всего, с Отла Айхера.
Пиктограммы Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене авторства Отла Айхера
Мюнхенские игры 1972 года не были первыми, для которых создавались Олимпийские иконки, но они, наверное, были самыми эпохальными. В тот год Отл Айхер со своей командой создал набор символов, которые были образцово и идеально сбалансированы и искусно сконструированы — настолько, что задели струну, которая резонировала еще несколько десятилетий. Тогда-то и состоялся «дебют» головы в виде круга, линий под углом 45 и 90 градусов и упрощенных очертаний тела — всех тех элементов, которые стали частью стандартной символики, схематичного человечка, который используется не только в Олимпиадах, но и по всему миру. Например, Министерство Транспорта США построило свою дизайн-схему на базе этой иконографии.
Дизайн пиктограммы авторства Ойтла Айхера и символ доступности для инвалидов-колясочников, создание которой было вдохновлено Айхером.
Формальная структура пиктограмм Айхера сделала то, что делает любая хорошая дизайн-система: она создала свои правила. И этим правилам легко следовать.
Эта дизайн-система была настолько хорошей, что среди пиктограмм, созданных для Олимпийских игр 70х и 80х сложно найти те, которые не использовали работу Айхера как референс — и копировали ее почти полностью.
Пиктограммы для Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, 1984
Пиктограммы для Олимпийских игр в Лейк Плэсид, 1980
Самое интересное в дизайне — это то, что в подобных «герметичных» системах мельчайшие изменения могут иметь большое значение или символизм. Дизайнеры, работающие над пиктограммами, могут проводить месяцы за обдумыванием местоположения одной-единственной линии, одного изгиба — или раздумывая о формах, которые в итоге станут новым графическим алфавитом.
Некоторые изменения могут совершенно преображать энергетику изображений. Например, пиктограммы авторства Радомира Вуковича для зимней Олимпиады 1984 года в Сараево явно основаны на классических пиктограммах Айхера, но добавление линий скорости дают ясно понять, что эта символика — родом из 80х.
Пиктограммы для зимних Олимпийских игр 1984 в Сараево, авторства Радомира Вуковича.
Градация интерпретаций
Это был лишь вопрос времени прежде, чем дизайнеры отмели строгую сетку пиктограммного прошлого и ринулись в более экспрессивные территории, что случилось в 1992, когда и Барселона, и Альбервиль сделали смелый шаг в дизайне, поднявший пиктограммную игру на новый уровень.
Посмотрите на эти художественные, почти каллиграфические линии. Некоторые из изображений почти находятся на грани абстракций. Это — маятниковое движение в дизайне, в самом своем лучшем виде. Изображения кажутся свободными и легкими. Джазовыми по сравнению с классическими и структурированными композициями Айхера.
Пиктограммы Олимпийских игр 1992 года — летних в Барселоне и зимних в Альбервилле
Затем случилась еще одна эволюция, быть может, даже, еще более значимая — и это пробуждение дизайна взяло на себя задачу привнести в пиктограммы культурную и историческую составляющую. В 1994 Лиллехаммер показал нам Норвежское наскальное искусство, в 2000 Сидней подкинул бумерангов, а в 2004 Афины нашли вдохновение благодаря древнегреческим вазам.
Пиктограммы Олимпийских игр 1994 года в Лиллехаммере
Пиктограммы летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее
Пиктограммы летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах
Определенная доля культурной гордости и исторической ответственности неожиданно появляется в Олимпийских пиктограммах, а в будущем это еще сильнее повлияет на создание символики.
Знак времен
Анализ изменений пиктограмм с течением времени может быть интересен с культурной точки зрения, а еще — как исследование влияния новых технологий на то, как продукт выглядит и воспринимается.
2000е принесли с собой резкий скачок в уровне программного обеспечения для дизайнеров, поэтому пиктограммы Олимпийских игр 2006 года в Турине и 2012 года в Лондоне воспринимаются как созданные при помощи более продвинутых технологий. Узрите качественно новый уровень исполнения объема, прозрачности, формы и цвета.
Пиктограммы Олимпийских игр 2006 года в Турине
Пиктограммы Олимпийских игр 2012 года в Лондоне
Настенная панель на Лондонских играх 2012 года
Быстрый взгляд на брендинг игр последних десятилетий сразу дает понять, сколько вариантов, размышлений и креативности требуется от дизайнеров, которые берут на себя эту работу каждые несколько лет.
И вот мы дошли до Пхёнчхана, 2018.
Основная эмблема Олимпийских игр этого года в сравнении с эмблемами прошлых лет показывает возвращение к простоте — уходу от сложных форм и замысловатых дизайнерских решений. Вместо этого — символические и упрощенные элементы, которые усиливают концепт, а не потакают желанию впечатлить.
Символы основываются на звучании названия города Пхёнчхан. Символ слева олицетворяет «гармонию Небес, Земли и Человека», а символ справа — «снег, лед и атлетические звезды».
Вместе эта эмблема и пиктограммы практически представляют собой проект по истории Олимпийских изображений. Они — почти невероятная элегантная смесь: возвращается упрощенная форма головы и тела из 70х и 80х, этот дизайн пользуется качествами жестикуляционного дизайна 90х, и в то же время отдает дань культурным вливаниям ранних 2000х.
Этот новый дизайн не ставит перед нами задачу полностью интерпретировать символы Олимпийской иконографии, у него более честный подход. Он приносит глубокое понимание той работы, что была проделана до его создания и уважает ее. Дизайн-схема, созданная из истории, и эмблема истории, которая вот-вот свершится.
И такой дизайн бесценнен.
________
Спасибо за внимание. Хороших вам Олимпийских игр 2018!